Барышни в искусстве

“Но где женщина как бы невзначай (в истории) проявляется, там по ее проявлениям можно смело судить, что таково было господствующее направление истории, каким его отражает в себе женщина, и что направлением этим она же, невидимо для мира, и руководила, выражая собою знамение времени”.

беллетрист Д.Л. Мордовцев (1911)

О роли женщин сказано многое. Сколько же хвалебных песен посвящено женщинам! Сколько трепетных слов сказано в их адрес в прозе и поэзии, в театре и кино, в песнях и музыке! А вспомним историю искусств со множеством полотен, запечатлевающих прекрасный пол в разные эпохи: Венера Милосская, богиня Афина, Мадонна, Джоконда. От самого зарождения человечества их превозносят, их образы увековечивают в материале и словесно, изображают и юных и зрелых, и богатых и бедных, и знатных и простых.

Но в XX веке женщин почему-то начинает не устраивать такое положение вещей. Нонсенс. Разве не мечтает каждая из них быть в центре внимания? И если женщина одарена такой заботой о ней, то зачем ей понадобилось заявлять о собственной значимости? Провозглашать себя феминистками и даже создавать целые организации феминисток?

Ответов здесь может быть множество и каждый человек вправе принимать или не принимать феминизм. Прежде чем отвергать этот феномен, стоит задуматься прежде всего о его истоках возникновения, исследовать суть, найти положительные моменты, и, может, тогда мы по-другому станем относиться к этому явлению, которое уже оставило огромный след в истории, даже повлияло на ее ход, изменило наше сознание, хотя мы еще сами этого не осознаем.

Можно предположить, что женщина устала от пристального наблюдения за ней в течение всего существования человечества, тем более, что взгляд этот постоянно исходит от одного источника: мужчины. В традиционном искусстве существует огромное количество изображений обнаженного женского тела, целый жанр "ню". Мужчина выступает в нем как существо креативное, духовное. Женщине достается роль объекта изображения, поскольку она, к сожалению, традиционно олицетворяет пассивное, природное, темное, сексуальное и телесное. Мужчина наблюдает, оценивает, а женщина показывает себя, привлекает мужчину.

Ярким примером тому являются современные журналы. Скажите, какие изображения появляются чаще: женские либо мужские? А какую бы фотографию вы выбрали для обложки журнала? Конечно, ответ очевиден – женскую. Вслед, возникает еще и другой вопрос: а в каком, собственно, обличьи предстают перед нами женские изображения? Чаще всего полуобнаженными, либо вообще они представлены частично (тщательно выбритые ножки, обильно увлажненные кремом руки, старательно накрашенные реснички либо полуоткрытые с густым слоем помады пухленькие губки), короче, демонстрируются «самые женские» части тела. А мужские тела тщательно скрыты от взора, они предпочитают демонстрировать имеющиеся дорогие наручные часы, но уж никак не нижнее белье, лишь за редким исключением мы можем лицезреть обнаженный мужской торс, но и тот будет оправдывать свое появление в таком виде усиленными занятиями спортом, из-за которых ему и приходится пользоваться рекламируемым дезодорантом.

В разное время женщин изображали по-разному, менялся идеал женщины, менялся ее внешний облик, художники пробовали различную технику письма; мы знаем, как видели женщину мужчины-художники, мужчины-скульпторы, но так ли представляла себя женщина? Для того, чтобы найти ответ, нужно вспомнить полотна женщин-художниц... Ну что, припомнили хоть одно? Если да, то ручаюсь, что это художница XX века, в крайнем случае XIX, а как насчет века эдак XIV-XV? Почему же нам не известно ни одного имени женщин-художниц (искусствознанию то они, конечно, известны, но не широкой общественности)? Почему же история искусств представляет собой книгу, написанную мужчинами-авторами о женщинах-героинях?

Вплоть до XX века самые различные факторы надежно ограждали “большое искусство” от женщин-художниц. Права на собственность, на получение профессионального художественного образования успешно регулировались в патриархальном обществе законами и религиозными запретами. Наблюдалось и деление искусства на «женское» и «мужское»: женщина скорее занималась вышивкой и шитьём, ткала ковры, не брали ее на строительство, не ваяли женщины скульптур (ну разве что глиняные игрушки для детей). Все «долговечное» искусство творили мужчины. Поэтому не удивительно, что столь мало число известных нам женских имен в искусстве.

Когда в XVIII в. появились профессиональные женщины-художницы, - некоторые из них, как Росальба Каррьера или Анжелика Кауфманн, имели даже международную известность. Однако предметные рамки их творчества были гораздо уже мужских. Они могли писать портреты, особенно семейные, с детьми, пейзажи, натюрморты, но никак не военные баталии либо исторические полотна. Даже учиться живописи вместе с мужчинами им не разрешалось.

А в 1787 году французский художник Жак-Луи Давид даже получил строгий выговор от Академии за то, что позволил трем студенткам посещать уроки в своей студии в Лувре. Организованная борьба женщин-художниц за право учиться наравне с мужчинами началась во Франции в 1881 году и вызывала яростное сопротивление.

Противники допущения женщин в академию художеств (а таковых было немало) ссылались и на неспособность женщин к высокому искусству, и на "неприличность" занятий живописью, и даже на снижение репродуктивных способностей женщины из-за чрезмерной умственной стимуляции! Особенно часто повторялся довод, что порядочная женщина не должна смотреть на нагого мужчину.

Возможное присутствие в классе женщин смущало и студентов-мужчин. Хотя после долгих публичных споров, несмотря на бурные протесты их будущих коллег-мужчин, в 1897 году женщины победили, рисование с натуры и уроки анатомии еще долго оставались раздельными, а мужчины-натурщики в присутствии женщин должны были позировать в трусах. Сходные запреты существовали и в других странах. Когда американский художник Томас Икинс в 1886 году на уроке в Филадельфийской академии художеств в присутствии студенток-женщин снял с натурщика набедренную повязку, его сразу же уволили.

Если нельзя было смотреть на нагих мужчин, то рисовать их было тем более неприлично. Даже обнаженная женская натура долгое время была для художниц табу. Так, на московской художественной выставке Общества свободной эстетики в марте 1910 года страшный скандал вызвали две картины нагих женщин кисти Натальи Гончаровой. Полиция арестовала картины, а художницу обвинили в совращении молодежи. Дело было не столько в наготе или в новой эстетике подачи обнаженного тела, сколько в том, что автором была женщина. Художников-мужчин за такие же и даже более откровенные картины к суду не привлекали, тогда как женское творчество воспринималось как цинизм и бесстыдство.

Что позволительно дамам, а что нет – сегодня женщины-художницы решают сами. История искусств XX века приняла женщин-творцов в свои ряды. Общественность оценила по достоинству их творчество. И спасибо за это первым художницам, которые хоть и настойчиво, грубо, по-мужски, но сумели проложить себе путь в творчество, создать свое искусство, без которого история искусств была бы неполной и однобокой.

январь 2011

zlatovlaska.by

 

 
Обсуждение этой статьи на Форуме. (0 сообщ.)
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Настоящая блондинка это: